logologo text

Автономная некоммерческая организация «Формирование городского экологического парка «Темерник»»

новости 2020

Урбанисты придумали план для реки Лос-Анджелес

16.12.2020

Удивительно, но городская река Лос-Анджелеса испытывает примерно те же проблемы, что и Темерник. Их решением занялись архитекторы-урбанисты, и кое-что у них получилось. Предлагаем вашему вниманию материал об этом.
Оригинальный текст был опубликован на сайте урбанистов Лос-Анджелеса в ноябре 2019 г.
2020 12 16

Урбанисты придумали план для реки Лос-Анджелес

Миа Лерер считает, что сделать реку пригодной для жизни, можно лишь сняв с неё бетонную корку Парк Франклин Ивар, расположенный в тени Голливудского шоссе в Лос-Анджелесе, это прекрасное напоминание того, как выглядел городской ландшафт до того как он стал городом. Дизайн спроектирован так, что высокие травы и низкие кустарники, которые устойчивы к засухам и являются эндемиками Калифорнии, растут вдоль бывшего русла ручья, когда-то протекавшего здесь. Сейчас вы можете видеть здесь детей, скачущих по валунам, взрослых на пикнике, множество птиц, порхающих в пышной листве. Площадью всего около 0,3 га, парк расположен на бывшем пустыре между оживлённой дорогой и скоростным шоссе.
— Я строю парки, которые противоречат общепринятым стандартам, говорит Миа Лерер, ландшафтный урбанист, которая создала это публичное пространство.
В своём архитектурном бюро «Студио МЛА» она создала атмосферу, где находят креативные и зачастую ранее не использовавшиеся способы сделать Лос-Анджелес более здоровым, жизнерадостным и устойчиво развивающимся городом. В течение последних тридцати лет, она очищает город от слоёв бетона и, озеленяя всю территорию, достигает сбалансированной городской экосистемы. В свои 65 лет Лерер стала самой уважаемой в среде ландшафтного дизайна и «зелёного» урбанизма. Она стоит за многими проектами по созданию парков и зелёных зон. Но основной её проект, над которым она неустанно и кропотливо работает почти всю свою карьеру — река Лос-Анджелес. С момента, когда в 2007 году она стала соавтором плана оживления реки Лос-Анджелес, её ателье использует каждую возможность, чтобы восстановить почти 100-километровую реку, которую в 1930-х закатали в асфальт. Сейчас она разрабатывает проект создания парка Тейлор Ярд, который будет расположен вдоль реки. Несмотря на то, что все её проекты различаются по масштабу и типу, им нужно найти ответ на основной вопрос — как сделать экологичным такой город как Лос-Анджелес в условиях быстро меняющегося климата и кризиса жилья, природных ресурсов и транспорта?
— Все начинается с удобства, потенциала урбанизма и ландшафтной архитектуры, а также сильной эмпатии, — говорит Лерер о моральной составляющей своей идеи.
Но в большинстве случаев, всё начинается с базовой человеческой потребности — воды.
История Лос-Анджелеса — это история воды. Столетиями здесь из земли били родники, которые обеспечивали водой индейцев, испанских миссионеров и фермеров, выращивающих апельсины. В 1800-х Лос-Анджелес начал стремительно развиваться, и потреблять подземных вод больше, чем дожди могли восстановить. Проблема также усилилась из-за строительства, которое захватывало всё больше и больше свободных земель, покрывая их домами, шоссе и дорогами. Всё это препятствовало дождям пополнять запасы грунтовых вод. Вскоре добывать воду из-под земли стало всё сложней и дороже, качать её приходилось всё с бОльших глубин. Город стал искать воду повсюду — в долинах Оуэнс, горах Сьерра-Невады, реке Колорадо, что стало причиной жарких политических баталий в округе, вошедших в историю как «Калифорнийские водные войны». Сегодня 85% воды в Лос-Анджелес поступает из этих мест по разветвлённой сети водоводов, длина некоторых из которых достигает почти 300 км. Большую часть времени Лос-Анджелесу воды не хватает, но случается, что она появляется в избытке. Гидрология бассейна реки Лос-Анджелес делает город уязвимым для наводнений. В дождливый период года, вода с гор Сан-Габриель стекает в реку Лос-Анджелес, которая устремляется в Тихий океан, при этом перепад высот по всей длине реки составляет 240 метров, как следствие, течение в ней бурное и быстрое. Лос-Анджелес — эфемерная река, это значит, что полноводная она в дождливый период года, тогда как в остальное время мелеет, но при этом она не высыхает полностью, а просто исчезает в разветвлённой сети каналов. Большая часть её поймы проходит через городские пространства. После нескольких разрушительных наводнений, включая одно в 1938 году, когда погибло 100 человек, и было разрушено более 1500 домов, инженерные войска США решили канализировать реку. Её закрыли в бетонный канал, и из водного потока она превратилась в шоссе для воды. В течение ХХ века приоритеты Лос-Анджелеса, как и других городов Америки, было простыми — желание скорости и контроля на дорогах, при этом ограниченная ответственность и расходы — в результате появились мили и мили бетонной и асфальтовой укладки. И это временно решило проблемы с наводнениями и пробками, но привело к заметному ухудшению качества жизни. В городе проблема с парками, если в среднем по Америке в больших городах на 1000 жителей приходится 2,6 га площади, то в Лос-Анджелесе этот показатель составляет 1,3 га. К тому же здесь сильнее всего во всей Калифорнии проявляется эффект разогретого острова, когда застроенный город прогревается намного больше, чем окружающие его сельские территории. Только понимая эти вещи, можно постичь смысл работы Лерер. Себя она определяет как ландшафтного урбаниста, человека, который строит город вокруг людей. В то время как каждый отдельный проект фокусируется на решении проблемы каждой отдельной территории — украсить её, сделать более пригодной для жизни, озеленить — она пытается повернуть вспять почти столетие глубоко укоренившейся государственной политики.
— В обществе вы точно найдёте многих, кто больше всего озабочен защитой от наводнений и удобством передвижения, говорит Лерер.
Но также есть и просвещённое сообщество инженеров, которые охотно выслушивают нас и предлагают интересную повестку дня. Чтобы решить проблемы Калифорнии, и в Лос-Анджелесе особенно, нужно осознавать насколько они велики и сколько их, насколько они серьёзны, какие способы использования земли выбирать ... Всё это трудно менять. Вы должны изменить свой образ жизни, но вы также и должны сделать его красивым и удобным. Для этого и нужны урбанисты и ландшафтные архитекторы.
Лерер показывает как это можно сделать через свои проекты.
Сейчас её студия разработала проект озеленения, в котором весь асфальт меняется на образовательные сады (программа интегрированного образования, включающая в себя кросс-дисциплины на природе), деревья и биодренажные каналы для дождевой воды. В саду музея истории природы они преобразили парковку площадью в 1,2 га в экологическую лабораторию урбанистики. Они создали пруд, сухой ручей (русло из камня, по которому очень медленно сочится вода) и макет реки Лос-Анджелес, где объясняется как работает природный гидрологический цикл. Это исследование городской экологии показывает посетителям всё разнообразие биома и природных ландшафтов Лос-Анджелеса.
— Поэтому я и называю эту работу «пропаганда дизайном», потому что через дизайн я учу людей, — говорит Лерер. Вы можете писать статьи, письма в защиту, но в итоге вы можете просто показать проект.
Это лучше всего видно на проекте реки Лос-Анджелес, с которым она работает уже 25 лет. Лерер родилась в Эль-Сальвадоре, где её семья плотно занималась общественным строительством и охраной окружающей среды. После обучения в Гарвардской школе дизайна, в 1979 году она переехала в Лос-Анджелес, и была поражена тем, как сосуществуют городская застройка и естественная среда. Ее первое знакомство с рекой состоялось благодаря субботникам, которые в 1980-х организовывал поэт Льюис МакАдамс, создатель НКО «Друзья реки Лос-Анджелес», организованной в 1986 году с целью восстановления водного объекта. Организацией субботников по очистке реки он привлёк внимание к её потенциалу, и постепенно получил поддержку общества и власти для оздоровления водного объекта.
— Я выросла в тропиках, где реки абсолютно другие, — вспоминает Лерер. Что-то привлекло меня в реке Лос-Анджелес, что-то сюрреалистичное и странное. И я подумала, что если просто снять всю эту бетонную скорлупу и дать природе сделать своё дело?
В своём воображении она видела похожую на сельскую, но городскую набережную со скамейками, пространствами для встреч с друзьями и многокилометровых прогулок. Вместо того, чтобы оставаться «бетонным гробом» река Лос-Анджелес должна стать Сеной Южной Калифорнии. — Это был очень романтичный взгляд на то, что должно получиться, говорит Лерер, всего и дел-то — просто создать ещё один Париж. На самом деле, все намного сложней. Прежде всего, это бюрократия. Река протекает по 17 городам, подпадает под юрисдикцию штата и федерального правительства, что заметно усложняет процесс согласований. Второе — развитие требует финансирования из частных и государственных источников, а также землеотвода. И третье — с течением времени сильно изменилось само понятие «оживление», которое теперь многие хотят назвать «восстановлением», концепция, которой, по словам Лерер, просто не существует.
— Я думаю, что термин, который привлекает большинство людей — это «городская экология», говорит она. Нет такой вещи как «полное восстановление», мы не можем вернуться на век назад. Что бы вы сделали, если должны реализовать проект восстановления в месте, где за сто лет стало на 6 градусов жарче и повысилась солёность воды? Вам нужно работать с экологами и биологами, которые найдут, какие именно факторы критичны. Вам нужно попытаться соблюсти и требования экологов, и условия развития города, и при этом как-то вывести это на другой уровень.
План оживления реки Лос-Анджелес — 2007, который фокусируется на почти 60 км верховий, показывает, что снизится риск наводнений в городе, улучшится качество воды, соединят и озеленят соседние районы, будет создано пространство для отдыха. Также он поможет обратить внимание общественности, живущей там, на совместные действия.
Лерер привлекла к сотрудничеству ряд известных строительных компаний и ландшафтных дизайнеров, чтобы визуализировать амфитеатры на берегах реки, каскады, ведущие к воде, зеленые насаждения, искусственные острова и заводи, которые сделают течение реки более естественным.
— Основная цель была показать реку обществу, и привести общество к реке, говорит Лерер, мы выходим за пределы конкретного парка или конкретного места, с тем, чтобы объяснить жителям, уверить их в том, что в долгосрочной перспективе выгоду получат все. План-2007 получил политическую поддержку, включая 1 млрд долларов, выделенный конгрессом в 2015 году, что позволило восстановить почти 20 км реки между парком Гриффита и центром города.
Первый большой парк, Тейлор Ярд, сейчас в стадии утверждения проекта. Три его предварительных концепции были представлены летом 2019 года. Они предлагают трансформацию бывшей железнодорожной станции площадью почти 20 га в основной парк. Здесь планируются открытые пространства, прогулочные зоны, заводи, дикая среда обитания и культурные активности. Представьте себе рощи смоковниц и ив, игровую площадку, лодочную станцию, амфитеатр над водой, пешеходные мосты с велодорожками через реку и смотровую площадку.
— Основная задача в том, как уйти от канала, сдерживающего воду, к живой реке, поясняет Лерер. Как удержать воду, как использовать парковую зону для того, чтобы замедлить течение, как улучшить среду обитания для существующей флоры и фауны? Мы часть коридора птичьей миграции с севера на юг, как оздоровить экологию в целом?
Чтобы построить Тейлор Ярд понадобится, как минимум, 10 лет. Но более масштабный проект по восстановлении реки будет развиваться и расти ещё несколько десятилетий, и к нему будет привлекаться всё больше инженеров и ландшафтных дизайнеров. Уже сейчас многие известные фирмы работают над генпланом для всей реки, более 20 проектов разрабатывается для отдельных участков берегов, включающих в себя строительство парков, жилых домов и т.д.
Продолжая работать над проектом Тейлор Ярд, Лерер также занимается генпланом нескольких притоков реки, изменяя отношение города к одному из своих главных ресурсов и определяя видение того, чем может стать городской водный путь.
— Привлеките внимание людей к воде, используйте это. Вдохновляйте их воображение, что они хотят видеть на самой реке и её берегах, — говорит она.
Поддержка создания и обслуживания сайта: 
OP